Стихи и поэмы Игоря Савво

 
        КРАСНЫЙ ЗАМОК
          (поэма)

Стихи живут – из воздуха и звука,
Жужжанья пчел, полета стрекозы,
Набухшей почки, странницы-грозы
И музыки натянутого лука, –

Чем до рожденья не были они:
Ребенком, птицей, сыростью осенней,
Загадочною завязью явлений,
Где наши дни – еще не наши дни.

Нам память ничего не сохранила,
Лишь паутинка цвета на холсте,
Да бьется звук в нетронутом листе,
И на крови замешаны чернила.


     Вступление

... История о замке и Герое,
Где спутались начало и конец,
И где январь – полуночный гонец
В сугробах поднимает пир горою,
Разбрасывает пригоршни колец,
И все скрывает снежною корою.

История не блещет новизной
Ни действия, ни лиц, ни персонажей –
Всего один непонятый Герой,
Да несколько исписанных пейзажей.
Об этом столько пролито чернил,
Карандашей поломано, – и каждый,
Страдая той же прихотью однажды
Хоть что-нибудь о них, да сочинил.

История в единственном лице
Героя в масках злости и печали,
Где, не начав, я помнил о конце,
И лишь в конце подумал о начале.

... Тогда со счету сбился календарь:
Какой-то год, какой-то долгий месяц –
Апрель, июнь, а может быть, январь –
Он был похож на острый привкус смеси
Округлых слов, мороза, табака,
Вина, обид, раздоров, споров, сплетен,
В продрогшем небе висли облака
Сырые и разбухшие как плесень...

   I ЧАСТЬ.  ПОБЕГИ.

... Еще не рассвело – и все на свете
Торопится начаться, повториться,
И затеряться вновь – как листья эти:
Растрачены – и отданы сторицей.

И у меня на свете все тревожно
Перед рассветом: лист кружится, тает
Колючий холодок, и осторожный
Далекий свет летит, не долетая...

    Пролог.

Поднимается занавес стен,
Совершение всех замыслов:
Ослепить пустотою сцен –
Поднимается занавес...
Только ветер – гадальщик на травах –
Дует в трубу аллей,
Расточает клейкую лень
Гравий картавый.
Катится, катится – острые грани
В мерцающих травах – гравий... –
Игра первородства в звучащих октавах.
Ставни,
Ставни на окнах пугают меня,
Маски на лицах.
Голосом, спутавшим гаммы огня,
Горлу налиться
Не позволяют, не позволяют.
Мне обиды свои предъявляют –
Сводятся счеты.
С удачей молчания их поздравляют
Пустот водометы.
А первородство –
Чем обернется?
Первый – последний;
Первый, единственный –
Но из уродцев –
Замка наследник.
Вы долго терпели,
Кончаются ныне
Милости ваши.
Я все понимаю,
Я поднимаю
Вас миновавшую чашу.

1.
Собравшись жить – я место выбирал:
Когда и где? – впервые это было,
И я не знал, и я шиповник рвал,
И думал, что судьба меня забыла

В моем небытии, и самому
Мне нужно обучать себя земному:
Ступни – земле, рот – воздуху, уму
Дать ясность, ритм и четкость метронома.

Ключами слуха, зрения и речи
Торжественные двери отпирал,
Не слушал голос, звавший остеречься –
Собравшись жить, я место выбирал.

2.
Где была ты, когда на свете
Было тихо и падал дождь,
Тихо-тихо стуча по крыше.

Дождь – как будто скребутся мыши,
Дождь – как будто ты не придешь –
Капли жаловались, как дети.

И антенны – как будто осень
Наступила у нас: пора
Воротник поднимать... Попросим
У нее ледяную просинь...
Желтых листьев растет гора.

Где была ты, когда на свете
Было тихо, и падал дождь,
Так – как будто ты не придешь, –
Капли жаловались, как дети.

3.
Итак – начало. Бой часов на башне,
Зеленый дворик, тени, ты одна,
Уверенность начавшегося дня
И шаг его – пьянящий, бесшабашный...

4.
Двор. Булыжник и жимолость.
Музыка часовая.
Искавший входа, шаг к двери делает,
Над ним птицы летят
И шпили повисли в воздухе.
Часы бьют.
В каменных жилах
Бродят зеленые соки.
Хлопнула дверь за спиной,
Как будто лопнула почка.
Тогда отрывается взгляд
И уходит вдоль желтой стены.
Повсюду часы бьют.

5.
... И, как улитка, втягивала тело
Во двор и отражалась на стене
Побегов зелень, в маленьком окне
Огромный свет горел, белее мела
Был день, и птичье воинство свистело,
Двор этим свистом правил неумело,
И праздновал венчание теней.

6.
Побег побега. Был движеньем бог,
Закрывший двери, дабы знал движенье
Ленивый пасынок непройденных дорог,
Проделав путь от смерти до рожденья,
Чтоб дождь, упав в аквариум двора,
Где рыбины скамей глотают, задыхаясь,
Застойный воздух, жабрами впиваясь
В песок иссохший; где идет игра
Ударов солнца в колокольню стекол,
Чтоб дождь, упав, стекал по водостокам,
И, отвернув закрытые глаза
От мира – в мир замкнувшихся созвучий,
Там исчезал, как тают голоса
В оцепененьи немоты певучей...

7.
Теперь глядите: жизнь моя во мне
Уже не умещается – побегом,
Прорвавшим тело, вырвется вовне,
Зеленой тенью пробежит по векам –
Твой путь свободен, стены разобьем,
Тебе – земли и моря половина,
Вмещенная в ореховый объем
Тщеславной плоти, сила исполина!
Колодцы опорожнены до дна,
Побеги извиваются, как змеи,
За ними вслед меняет мир тона –
Змеиный бег судьбу ему заменит.
Зеленый мир! Хмельная кровь твоя
Дает побеги жизни небывалой,
Побег побегов! – поры отворя,
Закружится вселенским карнавалом.

... На небе вырезав земные письмена,
Деревья, рост стремительный умерьте,
Чтоб рухнуть вниз под тяжестью бессмертья,
По всей земле рассыпав семена.

  ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Вернувшись, вижу: все идет прекрасно,
Герой замолк и смотрит в потолок...
Да он влюблен! Витийственный пролог
За занавесом шепчет громогласно
Влюбленную святую чепуху:
Сулит Герою долгую разлуку,
Конец печальный... – Зал вгоняет в скуку,
А у Героя чешется в паху, –
Способностью судьба не обделила.
Садится на пол. Не поймешь, о ком
Или о чем бормочет, и платком
Стирает балаганные белила.
Ты кончил? Доиграешь до звонка,
Ты рано захотел освобожденья –
Терпи еще – нет больше наслажденья,
Чем повалять на сцене дурака!
– Герой, послушай! (он на сцену влез)
То, что ты делаешь, всю жизнь твою расстроит;
Сойдя со сцены – ни гроша не стоит
Твой жалкий, твой картонный Ахиллес.
Живет – без цели и без назначенья?
Для книг – годится, но для жизни – нет!
Пока писал свой свадебный сонет,
Невеста смылась. – Вот тебе ученье.
В каком наряде ты выходишь в мир? –
Глупца, шута, лгуна и пустослова,
Бездельника! – пусть все это не ново,
Но ты же слеп, ты сам себе кумир,
Сам суд, сам оправданье – что ты можешь
Наделать кроме глупостей, Герой?
Не долго будешь счастлив за игрой –
Расплачешься! – Поверь мне, – подытожишь –
Расплачешься! Ты слушаешь? Я сам
Таким же был... Ты слушаешь?! Теперь я –
Смотри, Герой! – Повыщипали перья!
Не различу двух птиц по голосам...

8.

Вечером ветер топтался на месте,
Рвал на мосту фонарей эполеты,
Злобствовал, требуя огненной мести
Листьям, упрямо тянувшимся к лету.
Мертвым камням не склонится услужливо,
Завтра он все переделает заново!
Город не спал и спокойно выслушивал
Речи его, опуская свой занавес.

   ЧАСТЬ II. КРАСНЫЙ ЗАМОК

1.
– Посмотри – ничего в руках,
Все отдал, все, что будет – отдам
Колокольные радость и страх
Разлетятся по всем городам.

– Будет вечер, утро и день,
Будет все, что захочешь, – расправит
Оперение птица, и тень,
Только тень на ладонях оставит.

Я дарую вам птичий устав,
Люди, земли, моря и миры,
Отпускаю вас, птицы, раздав
Оперенья... Воздушной игры

Ни законов, ни правил. Высок
Ваш восход по невидимым звеньям,
Так судьбою стремительный сок
Наполняет земные растенья.

И легко опустилось к земле
Небо, точно при выдохе груди,
Перья ль, травы ль на птичьем крыле,
То ли птицы вокруг, то ли люди...

2.
– Звон будильничной мессы поднял,
В изголовьи орган поставив,
Свет едва пробивался сквозь ставни.
Странный сон мне приснился сегодня:
Целый день прометавшись по городу, 
Истоптав башмаки и одежду свою изорвав,
Он к Замку подкрался, вцепился охраннику в бороду,
Сброшенный в ров, он проклятья кричал изо рва.
Человек стучал кулаками в ворота железные,
Замок смехом тяжелым на каждый удар отвечал,
Кричал человечек, и крики его бесполезные
Замковый парк на листве поредевшей качал.

Кричал человек – театр хохотал и бесился,
С высокой галерки вороны серые каркали,
Человечек ушел, кулаки опустив бессильные,
Замковый парк обступал его красными арками.

– Послушай, страшной и странной
Мне сегодня ночь показалась.
День вчерашний окончился рано,
И во сне его ночь досказала.
Ночь читала его, как чтица,
Как снега под полозьями санок,
Под рукой скрипели страницы,
И на каждой странице – Замок.
Дом мой. Всюду свечные огарки.
Всюду листьев красная вьюга...
– ... Танцевали в замковом парке
Три танца – друг против друга.
Первый танец – строгий и стройный,
Взявшись за руки, вы улыбались,
Во втором расходились в стороны,
Сделав круг, опять возвращались.

Третий танец: попеременно
То рыдали, то хохотали,
Возводили стеклянные стены
И ни слова не понимали.
И смеялся непобедимый,
И удачу вещал трубою...
– ... Я проснулась. День нелюдимый
Открывался будильничным звоном.

3.
Топот,
Топот ног по булыжнику –
Не опоздать бы!
Город, –
Дороги от дальнего к ближнему –
Где разыскать тебя?
Город! –
Собаки, дворы и развалины,
Страсти опрятные.
Громко,
Громко любовь с колокольни раззванивал –
Нечего прятать нам!
Все это –
В узел затянется путь мой на площади –
Город гордиев!
Просто,
Так, что не может быть проще,
Что ты, юродивый?!
Что ты,
Что ты затеял, что печи наполнены
Ржавчиной кричною?
Своды, –
Бросился – сеть лабиринта напомнили
Своды кирпичные...
– Дожди и дожди – и не выбраться из дому,
Не выдержав – вышла, скрываясь подъездами,
Мой дворик, мой город, знакомые издавна,
Вцепились в одежды. О, яд твой подействовал,
Яд твой подействовал, Замок – так смейся же,
Все им отравлено, все им отравлено!
Крикнуть хотела, над городом свесившись,
Голос твой в горле ее окровавленном.
Что же мне делать? Сегодня, всегда ли –
Врали. – Зачем?! – Каруселью завертится:
Врали – и верила. Верила! – Врали... –
Больше не верится, больше не верится.
Когда проходила – не вспомнила, бросилась –
Поздно: потеряно.
Птицы железные взмыли над просекой,
Черные тени их
Рвали лицо мое. Дом у обочины
Хрупкий и спичечный.
Бросилась (надо ли) – точно пощечины –
Стены кирпичные...

   ЧАСТЬ III. МЕТЕЛЬ.

    Пролог.

Отпускаю тебя – куда?
Оперенье твое отняв,
Отпускаю тебя, когда
Без меня не прожить и дня,

Отпускаю тебя – к другим,
Не таким – тебе не понять:
Что другие? – когда руки
Из моей руки не отнять...

1.
Январь. Сугробы. В инее кисейном
Дома, и над домами крики галок.
Герой один. Сидит у края сцены –
Задумался: рассеян, зол и жалок.

2.
Умиротворенный
И в мир отворенный –
Выйду.
– Так думал.
С виду
Все показалось обыкновенным,
О! Даже благословенным!
О, Земля! – говорил, – велика
Забота твоя о сыне!
Провожатый меня увлекал
Глубже, глубже, – кровь в жилах стынет,
Темным сводом не видно конца,
В темных сводах тяжесть свинца,
И у воздуха вкус полыни.
Провожатый! Своды все ниже,
Холод веет из каждой щели,
Мы идем по промерзшей жиже, –
Есть ли выход в этой пещере?
Провожатый, факелы гаснут,
В этих стенах сильнейшие дрогнут,
Мы идем по гремящему насту, –
Всех ты водишь этой дорогой?
Провожатый, куда мы вышли?
Своды к самой земле прижаты...
Что ж теперь? – Провожатый, слышишь?..
Я не вижу тебя, Провожатый!..

3.
Эпоха сумасшедших дураков!
Я – плоть и кровь твоя, твой сын, сегодня – против.
Язык протяжный горестных гудков,
Визжанье тормозов на повороте, –
Я, плоть твоя, – лишившаяся плоти.

Ты, – город рвов, дворов и подворотен,
Где гнилью пахнет в лестничном пролете,
Где черный, распростершийся в полете
Старик – хранитель павловских времен,
Хранитель Замка, где скрипят рейсшины,
Вычерчивая сеть, и мозг машины
Раскольниковской мыслью заражен.

4.
... Как воет!.. Будь ты проклята, метель!
Недужная – будь проклята навеки
Любовь – дитя, серебряные веки,
Бессонницы горящая постель.

Довольно! Сыт по горло пустотой,
Свободою – когда душа из тела,
Когда метель юродивая пела,
И ветер в дом просился на постой,

И муть такая – глаз не разлепить...
А все могло бы быть гораздо проще,
Вся эта жизнь, знакомая на ощупь,
Марионетка, порванная нить...

   ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Герой, опомнись! Что ты говоришь?!
Вздор, вздор, – все вздор, ты ничего не понял!
Ты болен, погляди, ты весь горишь!
Кто, дурака, тебя из пыли поднял, –
Ты помнишь? За тобою, как слуга
Повсюду следовал, учил тебя, – напрасно?
Прогнал его, – вокруг снега, пурга, –
И ноешь. Нарядился, как на праздник,
Испачкался – и ноешь. Погляди:
Случилось – и должно было случиться,
Случилось – и случится впереди:
Не все тебе за книгами учиться,
Не все тебе фантазиями жить –
Есть что-то выше всех твоих фантазий!
Иль жизнь наскучила? Не стоит дорожить!
Утопишься, быть может в унитазе,
Чем тешить душу вздором, чепухой, –
Такою глупостью – с таким упрямством бычьим!
Нет, ты подумай! – Выход неплохой, –
Но, главное – так нов! так необычен!

... Герой, Герой... Никто не виноват.
Все, что случилось – к лучшему. Иначе
Как жить бы нам? Иначе б на парад
Не выкатил театрик твой бродячий.
И неудачам радуйся, Герой,
И не ищи ни счастья, ни покоя...
Смешная жизнь тревожит нас: с дырой
На рукаве, с протянутой рукою.

5.
Трясся на жестком сиденье: старался
Что-то запомнить... Подвыпивший дворник
В двориках карточных и пасторальных:
Дворик – бродяга и дворик – затворник.

Вечер – пробоина к черным созвездьям,
Вечер – провал в провисающем небе,
Вечер – и ветер, наполненный вестью,
Ветер, тебя настигающий в гневе.

Мир, как букварь, на глазах раскрывался:
Грустный автобус, вечерняя пустошь,
Трясся на жестком сиденьи, старался
Что-то запомнить... Сегодня не пустишь

Память – не жди ее завтра на встречу,
В день долгожданной и горькой пощады,
Вот и запомнилось: ветер и вечер,
Небо, – а большего мне и не надо...

6.
... Безумствуя, заламывая руки,
Как брошенная – мучаясь и злясь,
Всем телом – в толпы, в уличную грязь, –
Метель кружила. Боли и разлуки

Холодная, отчаянная грусть.
И снег вокруг. Наверное, настала
Пора заснуть – спокойно и устало –
Мне ничего не нужно. Ну и пусть –

Метели, холод, зимнее похмелье,
Январь, сугробы, снег, случайный дом –
В парадной пахнет краской и теплом,
И за стеною – шумное веселье.

О, Господи, как хочется тепла,
Совсем немного!.. Если ты забыла,
То я тебе скажу, как это было:
Метель кружила, улица текла...

7.
...Метель кружила, улица текла
В неоновых чешуйках. По панели
Прохожие скользили, и темнели
Проталины оконного стекла.
Метель кружила.– Липкая, сырая –
Казалось, ни начала, ни конца
Не будет ей. – У самого лица
Распухшие ладони потирая,

Метель кружила. В рокоте ее
Слышна была и горечь, и досада,
Снег на ветру кружился над оградой,
Как на веревке мокрое белье.
8.

Довольно, замолчите, – я прошу.
Не вышло раз – я все начну сначала.
Я все простил, – еще? – еще прощу.
Зима меня в ветрах своих качала,

И в холода звонил ее звонарь
Над вереницей снежных истуканов,
Твоих седин достаточно, январь, –
Вина! – и об пол разобьем стаканы...

          *  *  *

Январь, твоих достаточно седин,
И стуж твоих, и детского веселья...
Ты помнишь, как снега твои висели,
Когда Герой, оставшийся один,
Под сводами крещенского мороза,
Ветров себе в попутчики просил –
Ты дал ему? Была превыше сил
Снегов твоих медлительная проза.
Он говорил тогда: Сквозь пелену
Конец дороги мне казался близок,
Иду к нему – а свод все так же низок,
Деревья в том же мраморном плену.
Скольжу по краю замутненной рампы –
Не достает поверхности нога,
А над землей полночные снега
Висят, висят... – как мотыльки над лампой
Январь, январь, – полуночный гонец,
Снежком заброшенный – бесцельно и безбольно,
Я об одном прошу тебя – довольно.
Конец, хотя б какой-нибудь –
конец...

        *  *  *

Любовь моя – свободный бег олений,
Я буду жить еще, до облаков.
Земля! За всех святых и дураков
Перед тобою встану на колени.

Еще в запасе слава у меня –
Когда-нибудь обиды и тревоги
Собьют меня с пути на полдороге –
Достанет сил судьбы не разменять.

Любовь моя! Как горько постоянство
Размолвки нашей – жизнь была права,
Прекрасна жизнь, – но правили слова
Витиеватой хитростью пространства,

Замысловатой ложью. Под конец
Я перепутал все, что было можно, –
Любовь моя!– О, как неосторожно
Я в ночь твою подмешивал свинец!

Любовь моя, божок зеленокудрый,
Мы вновь вдвоем – и счастливы вдвойне...
Ну что ж, давай с тобой наедине
Поговорим о радости премудрой...

         *  *  *

Бродяги, сумерки, столетья, –
Кто нас распутает теперь?
Любовь опомнилась: стареть ей,
Не знать ни счастья, ни потерь.
А ночь все дальше, все бездонней,
Как птицы, тени из под ног
Метнулись... Ты, как на ладони,
Как на ладони, одинок.

Бродяги, сумерки, столетья, –
Вы, как мгновения, легки,
Как тополиный пух, как летний
Стеклянный воздух у реки.

Садов зазубренная кромка,
Цвет неба темен и глубок...
Веди нас, сумеркам вдогонку,
Путеводительный клубок.

     *  *  *

Ты ли, осень, меня разыскала
На вечерней колдуя золе?..
Со стрельчатых деревьев к земле
Краснотелое время стекало.

Все дела у меня... Все – зола,
Все – на ветер – и кончено с ними,
Только пыль на дороге поднимет...
... Вот и радость – как сажа бела.

       *  *  *

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Превратности судьбы их разлучили...
И мне их жаль, но, что ни говори,
Урок они прекрасный получили;
Не приукрась Герой и не приври,
Так не было б нужды и в объясненьи
Произошедшего... Обманутый простак!
Он не избавился ещё от потрясенья...
На самом деле все случилось так:

Однажды, как и водится в романах,
Совсем случайно, – встретились они.
Герой погиб. Влачил за днями дни
И изливался в словесах туманных:
«Я стану, – говорил он, – ощутимым.
Провалы города – лишь имя назови –
Узнают и, расправив крыш щетины,
Войдут, и станут тоньше паутины,
И растеряют имена свои...»
Ну, и так далее. Смешно? Она терпела
Довольно долго, даже под венец
С ним собиралась, только наконец
И ей выслушивать все это надоело.
Кому не надоест? Я говорил,
Советовал, как надо – он не слушал!
Вот и сейчас, дурак, развесил уши,
Глаза закрыл и губы прикусил. –
Прощаются – такую глупость мелют! –
Вы не поверите! Да я и не скажу.
Сидят, глаза седьмому этажу, –
Ну, сколько ж это можно, в самом деле?!

                 1976 г.


Часослов.
Осень. Модильяни.
Сумасшедший.


Начало сайта
Стихи и поэмы
Песни на стихи
Поэт и судьба
Авторский сборник -50-


Свои предложения и материалы для сайта
http://igor-savvo.narod.ru- Поэт Игорь Савво -
можно отправить на e-mail: Igor-Savvo@yandex.ru




Hosted by uCoz